Outsider

08.03.2018
Three Days Grace

«Outsider» – свежая пластинка от канадской группы «Three Days Grace», коллектив играет в жанрах пост-грандж и альтернативный рок. Диск стал пятым полноформатным релизом коллектива и включил тринадцать композиций. Альбом вызвал смешанную реакцию и публики, и критиков, что в целом вполне объяснимо, исходя из звучания, истории и актуального состояния коллектива.

Включив этот альбом, я услышал примерно то, что ожидал услышать от этой группы. Я сталкивался с их творчеством во время своего увлечения гранжем и альтернативой, знакомство с коллективом не было особо подробным, но «обобщенный образ» в памяти остался. Учитывая современные тенденции развития рока и реалии существования «разношерстного мира альтернативной музыки» в его англо-американском «популяризированном сегменте», я примерно представлял, что услышу.

Честно признаться, ожидал худшего. Альбом получился неплохим, но в то же время достаточно «предсказуемым» для думающего слушателя и показывающий некоторые несообразности и несоответствия «звездному этапу» творчества группы, который пришелся на прошлое десятилетие.

Рассматривая этот альбом в череде современных подобных релизов того же жанрового кластера можно постановить, что «пост-грандж» очень сильно сблизился с «усредненным и обобщенным» обликом «мейнстримовой альтернативы». Этот облик многовариантный, но «альтернативную музыку англо-американской традиции» выдает некий общий дух, проникающий и в мелодику и в посыл. Минувшим летом мы слышали подобные тенденции у «злых» южноафриканцев «Seether» и теперь похожее явление, представленное несколько иным звуковым рядом и набором «координационных точек», демонстрируют нам канадцы «Three Days Grace».

Что мы слышим на «Outsider»? Вполне характерный альтернативный альбом, отсылающий к «золотым двухтысячным» и одновременно с этим показывающий весьма умеренное, ленивое и вынужденное движение к «разнообразию». Это достаточно добросовестное продолжение дел «давно минувших дней» и одновременно с этим попытка избавиться от статичности и актуализироваться и вырваться из «застойного состояния» типичной альтернативной музыки. Результат подобных попыток оказался двояким.

Подобное сочетание «продолжательства» и «приспособленчества» вполне объяснимо вновом альбоме коллектива. Чувствуется, что музыкантам очень хочется вернуть свои золотые времена, не опопсоветь в плохом смысле этого слова и сохранить свой «альтернативно-гранжевый» стержень. В начале второго десятилетия нового века, а именно в 2013 году, группа лишилась своей «главной звездочки» — лидера и вокалиста Адама Гонтье и в результате оказалась в типичной ситуации, когда коллектив «продолжает делать своё дело», но прежним уже не будет.

Сказать, что новый вокалист Метт Уолсон не справляется — будет несправедливо, но группа с ним не стала лучше и не получила «нового дыхания». С этим постулатом согласятся многие знатоки «предыдущих этапов» творчества коллектива. Актуализировав свои воспоминания о памятном мне «Three Days Grace», я ощутил некий другой образ музыки. Альбом «Outsider» стал уже третьим, который был записан после ухода Гонтье, и существует мнение, что группа «застряла в спаде». Оно противоречиво и спорно, но доля истины в этом утверждении есть.

«I Am An Outsider» – песня, претендующая на роль заглавной и выпущенная в качестве сингла — довольно характерная и умеренно интересная композиция, начинающаяся с «приятно-грязноватого» гитарного звучания, которое кажется и «аутентично рокерским» и одновременно с этим приглаженным. Далее вся музыкальная составляющая трека по сути представляет собой некий «общий фон», «пристукнутый резвой ударной партией». На этом фоне пропевается ломанная, вполне типичная и не очень запоминающаяся вокальная мелодия. На «главный хит» альбома эта песня явно не тянет, хотя весь альбом как будто бы нацелен именно на это.

В альбоме достаточно много «атмосферизирующих элементов», используется электроника, примочки. Одновременно с этим присутствует тяга к «модернизационным тенденциям» хард рока, некоторые риффы звучат очень характерно.

Очень мощной и интересной получилась композиция «The Mountain», отражающая все вышеназванные тенденции. Здесь мы слышим «типичную альтернативную мелодику», плотный и достаточно жесткий звук. Песня в хорошем смысле этого слова хитовая, она «качает» и запоминается. Я бы даже назвал именно эту песню самым ярким впечатлением альбома. Вокал в этой композиции немного приглушен, порой он выходит на второй план, порой «вырывается». «Электронизация» и «обработка» вокала присутствует во многих композициях. Это порождает некий «особый эффект» от звучания композиций и органично вписывается в общую концепцию.

Очень заретушированным получилось начало композиции «Infra Red», название и общий посыл которой отсылают к оформлению альбома. Атмосферность и приглушенность в этой песни сочетается с немного «простецкой» формацией альтернативы, близкой по мелодике и духу к «мейнстримовому панку». Некоторые фрагменты альбома породили у меня ассоциации с «калифорнийской сценой», столь же неожиданные, сколь и закономерные. Подобные параллели в очередной раз говорят о том, что границы музыкальных жанров стираются, и что пост-гранж, как и почти любой жанр с приставкой «пост», склонен к эклектичности. А точнее эклектичность музыки часто порождает у музыковедов подобные определения. Понятно, что пост-гранжем творчество данной группы никогда не ограничивалось, что в очередной раз подтвердил новый альбом.

В целом ряде мест возникает стойкое ощущение, что музыканты, разнообразив саунд, всеми правдами и не правдами пытаются уйти от «явной и откровенной популяризации», столь характерной для современной эпохи. Однако это «популяризаторство» у них уже в крови. В результате образуется интересный баланс и выстаивается достаточно приятный и стройный облик альтернативного рока с «пост-гранжевой спецификой», который во многом и спасает альбом.

 

 

Автор: Анастасия Белкина

 

Поделиться: