Otto Dix о песнях про «чёрного кота» и готику в целом.

Группа из Санкт-Петербурга, снова и снова удивляющая своими образами и текстами песен, готовится к выходу нового клипа. В этот раз Otto Dix выпустят видео на песню «Тёмные волны» из последнего альбома «Левиафан». Сегодня мы делимся с вами большим интервью с фронтмэном коллектива — Михаэлем Драу, который рассказал нам в подробностях о том, чего ждать поклонникам… И не только!

Добрый вечер! Совсем уже скоро выйдет ваш новый клип. Расскажите, пожалуйста, на какой сейчас стадии находится видео?

Всё снято. Всё лежит на студии. Случилось ЧП с компьютером, на котором происходит монтаж, поэтому он откладывается… Ну, наверно, на после тура, потому что я сам лично занимаюсь монтажом.

То есть, к майским концертам мы уже увидим клип?

Да, могу официально заявить, что презентация будет на майских концертах. Но к этому моменту клип должен быть закончен! И я надеюсь, что он будет закончен. Давайте перекрестимся! (смеётся) Потому что некоторое от нас не зависит — оно зависит от компьютера, фиксиков и прочего…

Все ваши клипы — это маленькая история, где-то волшебная, как клипе «Вечность», где-то — немного ужасающая, как в «Уродах». А какой будет история «Тёмных волн»?

Давайте немножко, кстати, экскурс проведём в стилистику. Если вы заметили, практически все клипы Otto Dix сняты в разных жанрах, разных стилях. Есть у нас и трэш — в нём, например, снят клип «Уроды»; есть жанр, например, такой сказочный, как вы упомянули; есть жанр, в котором снимают сейчас различные исторические фильмы — это «Глина»; есть классический поп, например, «Дай мне воды», и так далее… Я люблю пробовать разные стили. Вообще, была такая мечта стать режиссёром… А, может быть, ещё и стану! И сейчас мне захотелось попробовать такой жанр как китч. Несмотря на то, что сам жанр предполагает, так скажем, безвкусицу, тем не менее — это жанр. Он имеет какие-то свои рамки, черты, правила. Мне очень стало интересно попробовать себя в нём, снять китчевый клип. Прям вот, чтобы… дорого-богато, всё как мы любим! Почему я так решил, для кого и для чего? Я, на самом деле, хотел бы, чтобы этот клип видели люди неподготовленные — то есть те, которые не знают, что такое готика, кто такие Otto Dix, которые вообще не понимают, что вообще происходит и когда всё это кончится. Люди посмотрят и увидят много-много ярких картинок, такой Хеллоуин  непрекращающийся: девочки с рогами, мальчики в масках, злые девочки с медведями… Там будут и маленькие злые мальчики с кровавыми яблочками. То есть это всё делается в большей степени для людей, которые не знают нас, не знают этот жанр музыки, не знают вообще, что такое готика. Готика для них — это либо храмы в Европе, либо 2007 год. Я бы хотел, скажем так, популяризировать этот жанр, и сейчас я работаю в большей степени для внешнего мира — не для готической сцены, не для моих фанатов (ну, и для них тоже!), а именно для людей, которые понятия не имеют, что это всё такое, и, увы, 90% таких людей слушают китч… Увы.

Почему вы выбрали именно «Тёмные волны»?

Как вы уже можете догадаться по названию, песенка про того «чёрного кота». Не о том, как не ладили люди с котом, а именно про кота. То есть «Тёмные волны» — «dark waves». Если вы почитаете текст, то, по сути, он как раз про эту стилистику и есть — про то, что мы такие вот готы, а вы нас не понимаете, люди из внешнего мира, щас мы вам всё расскажем! Но вам сюда нельзя, мы просто вам покажем и скажем: «досвидания». Вот, как-то так.

И ещё пару слов о том, как снимался клип и кто вам помог осуществить вашу задумку?

Ну, по сути, помогла мне вся наша фан-база. Я много лет уже работаю с одной и той же съёмочной бригадой. Ребята, например, недавно ещё один клип засветили на каннском кинофестивале… Они очень профессиональные, мне очень нравится с ними работать. Конечно же, не без различных стрессовых ситуаций… Потому что оператор-перфекционист — это горе в семье! Он пока не выстроит точечку света, как ему надо, не успокоится. Но зато получается очень красивая картинка. И подскажите мне ещё хоть одну группу, которая снимала бы такие же клипы.

Я пригласил для клипа многих своих знакомых — и личных знакомых, и ребят, которых нашли эти самые знакомые. Например, Александр Волков. Если вы знаете танцевальную тему, например, «Танцуют все», «Танцы на ТНТ» — вот он там крутил всем хвосты и гонял судей… Даже там появился такой мемасик: «испытание Волковым». Наш клип тоже прошёл испытание Волковым! Он участвовал, непосредственно, сам — не танцевал, он присутствовал в качестве медийной личности. То есть, как вы понимаете, я делаю этот клип как бы презентацией самого жанра, этой субкультуры, этого движения. И Александр Волков играет немаловажную роль в качестве хореографа.

Далее, например, такой одиозный товарищ как Алазар Маевский. Он известен как модель, фотомодель, как постановщик перфомансов. То есть, именно тот самый 2007, который все мы помним. Он там почти в главной роли, можно сказать. У него в качестве партнёрши присутствует Стефано Ди — это очень известная девочка. Не могу сказать, что она точно косплеер… Она и косплеер в том числе, она гримёр, она создаёт костюмы, пластический грим в городе Краснодар, а так же  известна, конечно же, в сети. Очень профессиональный человек, я не могу пройти мимо такого таланта!

Также у меня присутствует танцевальный коллектив «Тэ-Кари» — коллектив Александра Волкова, и танцевальный коллектив из Москвы — кибер-готы, девчонки со всякими светяшками, крутят всё и так далее. У нас был и семейный подряд — участвуют два ребёнка: сын Александра Волкова и дочка очень хорошей нашей знакомой. То есть это клип, так сказать, «Михаэль Драу и все его друзья». Кого звал, того и пригласил.

Ну и, что касается финансовой составляющей, — уже несколько лет мы снимали клипы на donation. Сейчас вся система шоубизнеса андеграундной готической сцены зиждется на этом, потому что интернет загубил продажу дисков. Раньше мы спокойно выезжали на ней и снимали всё сами, на свои деньги, могли издавать свои книги и альманах. Но сейчас времена изменились и многие вещи делаются только за донаты. Причём, не только у нас! Если вы в курсе, как происходит сейчас выпуск альбомов, у более известных групп всё делается за донаты — и альбомы, и клипы. Мы чаще всего собираем, скажем так, на доверии наших слушателей и пока ещё ни разу не обманули! То есть они пересылают нам деньги, мы — во-первых, выпускаем продукт за который они заплатили, во-вторых — дарим какие-то сувенирчики, скидки на приобретение нашей продукции. Так работает donation, таким образом мы снимаем сейчас клипы и так были сняты «Тёмные волны».

Вы сейчас сказали, что вам помогает вся ваша фан-база. И, в общем-то, ни для кого не секрет, что перед клипом проходил смотр. А как вы решили привлечь ваших слушателей к осуществлению ваших идей, как проходил сам смотр?

Это, на самом деле, идея далеко не новая. Мы так уже поступали. Мы пригласили в этот раз именно людей креативных, с очень интересными образами. Например, у нас была девочка одна, она тоже пластическим гримом занимается. Там потрясающий образ был — то ли падший ангел, то ли демон.  Человек заморочился вплоть до того, что ноги себе сделал как лапки с когтями — настолько детали были продуманы. И вот таких людей мы привлекли. В кастинге мне помогала жена Александра Волкова — Наталья, она занималась отбором, и потом я уже присутствовал на финальной стадии, когда уже выбрали лучших из лучших, я с ними лично общался. Они приходили в образе.  Всё это происходило в школе Александра Волкова. Змей наших тоже туда принесли… У нас в клипе змеюки! Все их там затискали, змеи уже не знали, куда деваться. Собственно, пришли будущие участники в своих костюмах, и я смотрел, что надо добавить, поменять, давал советы, которые помогли в конечном итоге создать законченный образ с малейшими детальками. Одно дело, когда ты, допустим, гуляешь на пати или выходишь на сцену, другое — когда занимаешься видео. Оно требует большего внимания к деталям, к аккуратности, ведь там и крупные планы будут. Каждого человечка мы крутили, вертели, смотрели на него со всех сторон… Мы записывали, у кого какой образ, какая функция в клипе будет, что будет в руках. Таким образом собрались все наши красавцы, и клип получился очень ярким, очень насыщенным, китчевым, но, я думаю, в хорошем смысле. Я хотел сделать яркую картинку, а яркая картинка немыслима без ярких личностей. И вот у нас клип просто забит яркими личностями!

А теперь отвлечёмся немного от темы клипа… В одном достаточно старом интервью вы говорили, что песни Otto Dix – это песни о внутренней борьбе человека с самим собой. Смогли ли вы победить себя и в чём эта победа?

Там было не то, что все песни о борьбе с собой, а некоторые. Я бы сказал, даже конкретно некоторые. Песни Otto Dix не про борьбу с самим собой, это выражение каких-то мыслей, эмоций… Как вы помните, Отто Дикс — это был такой экспрессионист немецкий. Экспрессионизм предполагает выражение внутренних мыслей, какого-то отношения к ситуации. И я могу сказать, что Otto Dix — это также экспрессионизм, только в звуке, в музыке.

Что касается второй части вопроса, я не могу сказать, что я не победил себя, и в то же время я не могу сказать, что я победил себя. Скажем так, я заключил пакт о ненападении, заключил определённый компромисс. Потому что я понимаю, что когда ты полностью побеждаешь своих внутренних демонов, то ты сразу становишься таким ласковым добрым пушистым кроликом на лужайке, тебе хорошо, тебя ничто не трогает. Весело, прикольно, забавно, тебе хватает сходить на работу с понедельника по пятничку, в пятничку надраться и так далее. Человек, который не имеет внутри какого-то шипа, не может ничего создать. Он может красиво что-то скомпилировать, что-то повторить, что-то воспроизвести — к примеру, есть талантливейшие музыканты-классики, виртуозы своего ремесла, но в то же самое время самые большие виртуозы — это люди с каким-то шипом. Я могу сказать, что сейчас я — человек абсолютно гармоничный, как мне кажется, и внутренне, и внешне. Внешне, разумеется, нет предела совершенству, и внутренне тоже, но, тем не менее, это равновесие позволяет мне, как канатоходцу, идти над этой вот пропастью, когда человек идёт по тоненькому канату и он балансирует над бездной. Психология — это примерно то же самое, когда человек нашёл своё равновесие, но всё равно над бездной. И я отдаю себе в этом отчёт.

На концертах ваши фанаты устраивают множество флешмобов. Есть ли такой, который вам особенно запомнился? Что это было?

Какой же это город был?.. Я даже клуб помню, «Сержант Пеппер». В этом клубе ребята устроили флешмоб на песню «Маленький принц». И я почти расплакался… Что ж они сделали? Я помню свои эмоции, потому что это было так трогательно, что у меня дыхание перехватило, я не смог петь, у меня выступили слёзы и я отвернулся.  Они, по-моему, вырезали большую фигурку Маленького Принца с картинок Экзюпери, подняли его… чтоб не соврать, по-моему, зажгли зажигалкой. Это было так мило! Ещё из последнего — на концерте в Москве девчонки сделали куклу «Генерала Смерти», он был очаровательный! Я даже взял его на сцену, он у меня «говорил» в микрофон: «Ура, товарищи! Не допустим ядерного апокалипсиса!» И ещё, тоже в Москве, давным-давно, у меня даже сохранилась вот такая прелесть. (Показывает электронную свечку с надписью «Otto Dix») Таких был весь зал. И всё это подняли вверх. Я не помню, на какой песне это было, помню только, что весь зал в этом был. А ещё были розы — внутрь цветка вставлялся малюсенький диодик на автономном питании. Я не знаю, как это сделано. Я потом собрал эти розы, получился огромный букет — а я жадный до роз, я их домой увёз! В поезде ехал, а он светился, как маленький кусочек ночного неба. И таких вещей происходит достаточно много, но я назвал вам самые яркие.

Что думаете о состоянии готики в России? В последнее время я вижу всё меньше представителей этой субкультуры. Есть ли ещё у неё будущее?

Если честно, конечно, всё печально! Пациент, скорее, мёртв, чем жив. Но так как это готика — окей, пациент мёртв, это… готично. Но! Я могу сказать, что, на самом деле, бывших готов не бывает. Я думаю, люди, которые действительно увлечены этой культурой (даже не могу сказать субкультурой, это, скорее, культура) — они остаются готами, для этого им необязательно носить какие-то вычурные наряды. Эти люди уже почти все взрослые. Я думаю, это готика и в дУше, и в ванной, и в душЕ, и так далее. (смеётся) Но я думаю, что — давайте все помолимся! — наша страна всё-таки выберется из кризиса, как она выбралась из него в 90-х и, если вы помните, начале двухтысячных. Тогда деньги были  практически у всех, и люди действительно тратили их на развлечения. Не в смысле, когда человек сидит, смотрит на свою денежку и думает, на концерт пойти или раздать уже долги последние, или купить себе пива. И люди выбирают пиво или счета оплатить. Человек не пойдёт тратить деньги на культурные мероприяия. Соответственно, если мы выберемся уже наконец-то из состояния, которое у нас сейчас… я надеюсь, мы не выберемся в войну! Можно как-нибудь без войны, пожалуйста?!.. тогда, собственно, и готика воспрянет, и ещё какие-то субкультуры появятся. Почему именно готика воспрянет?.. В своё время она продержалась достаточно долго.  Она, конечно, не очень свойственна русскому человеку, потому что там не очень много эмоций, там больше размышлений. Русскому человеку ближе эмоции, поэтому у нас хорошо зашли альтернатива, эмо и вот это всё. Русский человек — это душа нараспашку, поэмоционировать там, «дубинушка ухнем!» А готика… она предполагает такое времяпровождение с томиком Эдгара По и всё такое. Русский человек хочет общаться, с кем-то разговаривать, это не совсем наша культура. Но так как у неё есть свои мощные апалагеты (это мы!), думаю, вытянем! Но, к сожалению, мы не можем быть сильнее кризиса. Мы делаем всё, что можем. Давайте я сделаю такое смелое заявление: мы единственные остались в российской готике на этом уровне. Я смею надеяться. И на этом уровне готика представлена в лице только нас. И если я ошибаюсь, пожалуйста, назовите мне ещё такие коллективы. Я никого не знаю, может быть, кто-то есть, но я не знаю. Если вы сейчас назовёте мне тройку-пятёрку таких коллективов, то я скажу «ух ты!» и устрою фестиваль.

Город сна. Знаете такую группу?

Впервые слышу.

Сибирские ребята. Может быть, как-нибудь послушаете и они вам понравятся.

На самом деле у меня есть идея, да и не только у меня, но и у моих друзей, прошерстить эту готическую сцену и найти не только «старичков», но и молодых или не особо известных, и собрать всех этих людей. А почему, собственно, и нет? Потому что потому!

Я думаю, это очень интересная мысль!

Да, я думаю, это было бы очень интересно в качестве знакомства людей обычных и тех, кто помнит 2007. Показать, что эта культура очень красивая, гармоничная, интеллектуальная. Чтоб мамочки не боялись, что их ребёнок станет готом!

На последнем концерте в Москве вы исполняли песню «Cold Song», прозвучавшую весьма неожиданно и контрастно относительно творчества группы. Будете ли вы делать ещё что-то подобное в ближайшее время?

Вообще идеи есть! В частности мне очень понравилась парочка арий из рок-оперы «Моцарт». Мне очень понравилась ария Моцарта понравилась про розы. Я буду переводить это всё на русский по строчкам. И мне очень понравилась песня «Bim Bam Bum». И, может быть, это всё удастся перепеть. И ещё я хочу вернуться к барочным вещам, на которых я учился… 16 лет назад! О, боже, многим моим слушателям столько нет! Я обожаю Гендаля, я бы хотел петь вещи его авторства. «Cold Song» — это ария из оперы «Корль Артур». По классике её должен исполнять бас, но после того, как её исполнил Клаус Роми — немецкий контр-тенор, её начали исполнять и контр-тенора, и баритоны, и басы, разумеется, и женщины даже. Она стала очень популярна, потому что он дал ей совершенно уникальную окраску. Особенно если учесть, что он исполнял её незадолго до своей смерти. Я просто обожаю эту вещь, она во многом близка мне. Пошёл на такой эксперимент, смелый для моих данных. И, я скажу, я почти не ударил в грязь лицом!

Такие вещи надо готовить лучше, их не надо исполнять после двух часов скакания по сцене под софитами в кожаной одежде — это музыка другого характера, как вы правильно заметили. Их надо исполнять отдельно. Но я хотел представить совместную работу с очень талантливым музыкантом Фёдором Архангельским. И мы не намерены останавливаться на достигнутом!

Что будет после Левиафана? Уже готовите что-то новое?

Да, Слип уже начал что-то писать. Я какие-то идеи перебираю в голове. У меня, в основном, идея… Знаете, она вот пришла. Просто пришла, села, сидит и в глаза смотрит. «Автократа». То есть это будет либо название альбома, либо одна из песен… Что это будет, зачем, куда? Пока концепции определённой нет, но уже приходят какие-то идеи образов, текстов. Так что это, разумеется, это не последний альбом. Если, конечно, завтра не случится какая-нибудь атомная война!

И напоследок хотелось бы коснуться вашего литературного творчества. Будет ли когда-нибудь продолжение у «Топливного» цикла или какие-либо другие книги подобного жанра в ближайшем времени?

Конечно, конечно! Я вот сейчас уже почти написал продолжение романа «Генму». Я почти уже закончил, там осталась буквально глава и обработать напильником. Также у меня лежат три невычитанных романа. Один вычитанный, но я сейчас жду иллюстраций. Они не совсем входят в «Топливный» цикл, но относятся к этой вселенной и сюжетной линии, о которой вы спросили. Я всё-таки думаю их издать, но в приоритете — роман «Триединство», это продолжение «Генму».

Большое вам спасибо за ответы на наши вопросы! Желаем вам хорошего тура по Сибири и будем с нетерпением ждать в Москве!

Поделиться:

Оставить комментарий: